Оцифровка в культуре

Библиотека искусств:

оцифровка стала фактором методологической эволюции
Библиотека искусств: оцифровка стала фактором методологической эволюции

РГБИ — главная библиотека страны, хранящая и собирающая фонды по вопросам искусства и театра. Как уживаются традиционные гуманитарные ценности и цифровые технологии, рассказывает директор РГБИ Ада Колганова.

CNews: Ада Ароновна, какие критерии являются наиболее важными при выборе документов РГБИ для оцифровки?

Ада Колганова: Российская государственная библиотека искусств по своему масштабу и специфике принадлежит к числу крупнейших библиотек. Поскольку библиотека специальная, наши материалы сильно отличаются от материалов типовой библиотеки. Помимо книг и периодики, мы храним гравюры, театральные эскизы, открытки, уникальные коллекции оригинальных фотографий, театральных программок и иные. Поэтому наша стратегия оцифровки реализует две важнейшие задачи. С одной стороны, необходимо обеспечить выдачу изданий читателям, то есть организовать привычный библиотечный сервис. Следовательно, мы должны цифровать издания, которые пользуются наибольшим спросом. С другой стороны, необходимо переводить в электронный вид редкие, ценные, уникальные издания и объекты, чтобы их сберечь в процессе использования, предоставляя читателям копии, а не оригиналы, и сохраняя документы в качестве архивных экземпляров.

Библиотеке необходимо обеспечить выдачу изданий читателям, то есть организовать обычный библиотечный сервис. Значит, нужно цифровать издания, которые пользуются наибольшим спросом. С другой стороны, необходимо переводить в электронный вид ценные документы, чтобы их сберечь, предоставив читателям возможность работать с копиями.

CNews: Как вы подходите к оцифровке каталогов?

Ада Колганова: Когда большинство библиотек начинали переводить в электронный вид свои алфавитные каталоги, мы приступили к оцифровке предметного каталога. Далеко не в каждой библиотеке имеется предметный каталог — это уникальный информационный ресурс, потому что в нем собран огромный массив проблемно-тематической информации, которую необходимо сохранять. Нашему каталогу к моменту начала его оцифровки было более 70 лет. Он ведется практически с первых лет основания библиотеки. С годами менялась методика, подходы, но каталог накапливал огромное количество ценных сведений. Включал предметную информацию по теме и информацию персонифицированную — о деятелях искусства, писателях и так далее. Оцифровка предметного каталога была сверхважной задачей еще и потому, что мы смогли предоставить привычный пользователю ресурс, поскольку мы создали его в виде имиджинговых копий. В этой работе был свой колорит, специфика и профессиональный аромат. Часть наших читателей была и остается довольно консервативной: для них важно получить привычную библиографическую карточку, но в электронном виде. Так мы облегчили пользователям библиотеки переход к практике автоматизированного поиска.

Методически оцифровка предметного каталога поставила перед нами множество вопросов. Надо было постепенно изменить психологию библиотекарей и библиографов, а также убедить читателей в том, что они ничего не потеряют, а наоборот — больше приобретут, используя цифровые версии.

CNews: Вы самостоятельно сканируете материалы или заказываете у сторонних компаний?

Ада Колганова: Наши специализированные материалы (изобразительного характера. — Прим. ред.) мы отражаем в современных электронных каталогах, в которых при записи есть «иконка». Для этого мы сканируем документ самостоятельно. В Отделе информационных технологий РГБИ есть сотрудник, который занимается только сканированием. Естественно, что мы используем оборудование, безопасное для наших оригиналов, в том числе планетарный сканер.

Самостоятельно мы делаем копии по заказам читателей и издателей. Есть еще один вид работ, для которого нам обязательно нужны сканы — это выставки. В последнее время для организации выездных экспозиций мы почти не используем оригиналы. И у оцифровки в этом смысле большие культурные перспективы. Например, недавно пришло письмо из Ялты, где планируют восстановить Ялтинскую киностудию и создать ее музей. В библиотеке много материалов, связанных с киностудией, потому что многие наши читатели работали над фильмами здесь, а снимали их в Ялте.

Что еще мы решили считать некой концептуальной вещью при оцифровке? Ввели правило: издания, которые уходят на реставрацию, переводить в электронный вид. Создание электронных копий книг, а это около ста экземпляров ежегодно, мы стараемся заказывать.

У оцифровки большие культурные перспективы.


CNews: Около ста экземпляров — это немного.

Ада Колганова: Если говорить только об оцифровке книг — да, немного. Но для других проектов в электронный вид переводятся сотни тысяч документов в год. В РГБИ есть главный проект по оцифровке, который мы реализуем с 2002 года. Это база данных «Газетные статьи». Библиотека обладает фондом, которого в других библиотеках нет либо они давно остановлены: это газетные вырезки, тематически связанные с литературой и искусством. В библиотеке был целый зал папок с этими вырезками. В конце 90-х годов прошлого века мы начали разрабатывать проект по оцифровке этого массива и осуществлять его с ЭЛАР. До 2007 года мы собирали электронные копии статей, а потом начали и пополнение базы текущими публикациями. Бумажные оригиналы содержатся в страховом фонде, и необходимость выдавать их на руки в качестве источника информации полностью отпала. Обходиться без них позволяет и автоматизированный поиск требуемого документа по нескольким параметрам (автор статьи, название газеты, место издания, дата публикации, спектакль, название театра, город, в котором последний расположен). Если же потребуется печатный вариант той или иной статьи, имиджинговая система позволяет легко получить бумажную копию как отдельного образа газетной вырезки, так и всей связанной с образом информации. Сейчас База данных «Газетные статьи» содержит 317 тысяч статей.

База данных «Газетные статьи» — главный проект Российской государственной библиотеки искусств по оцифровке.

CNews: Вы предоставляете материалы для проекта Национальная электронная библиотека (НЭБ)?

Ада Колганова: Первый наш вклад, около 100 книг, принят для включения в НЭБ. Мы считаем, что для проекта будет полезно, если специальные библиотеки будут в нем участвовать, поэтому мы передадим в НЭБ коллекцию видовых открыток, которые покажут памятные места России, географию, топографию, историю, этнографию. Первыми в НЭБ войдут 1000 экземпляров. Эта подборка «работает» именно как коллекция, а не как случайный набор изобразительного материала, которого много в интернете.

CNews: Каковы перспективы оцифровки в библиотеке?

Ада Колганова: Мы будем двигаться в сторону дальнейшего развития своей электронной библиотеки, концепцию которой я обрисовала выше. Планируем расширить свое участие в НЭБ, то есть продолжим предоставлять на портал книги и коллекции. Для нас важно завершить оцифровку газетных статей, создать электронный каталог на весь изобразительный материал. Кроме того, в РГБИ есть ресурсы в традиционном виде, являющиеся ноу-хау библиотеки, которые также будут переводиться в электронный вид. Я говорю об аналитической росписи изображения. В понятие «Электронная библиотека РГБИ» входит и участие в НЭБ, и наша электронная библиотека, а также развитие дистанционного обслуживания. Когда-то мы приучали читателя к электронным ресурсам, а теперь приучаем его к использованию всего многообразия возможностей, которые электронные ресурсы и сервисы могут предоставить.

Возврат к списку